|
Вітаємо Вас на офіційному Веб-сайті Громадської організації "Об'єднання нечуючих педагогів" (м.Київ). Цей сайт для всіх, хто цікавиться питаннями спеціальної освіти нечуючих в Україні. |
|
Новости
00:00
Время переходить к делуЧто общего между жестами “пояс” и “пояснити” (“объяснить” - на украинском языке)? Вы скажете - ничего в них общего. А вот некоторые глухие ученики воспринимают и показывают эти слова одним жестом - “пояс”. Ведь по звучанию эти слова похожи, а смысл слов для глухого ребенка - “тайна за семью печатями”. Этот яркий пример жестовой и всеобщей безграмотности привела в своем выступлении на очередном заседании Объединения неслышащих педагогов (ОНП) учитель Киевской спецшколы-интерната №6 Е.С.Грищенко. Как же сделать так, чтобы тайна смысла слов открылась ученику, чтобы в его речи и в его развитии не было этих вопиющих примеров безграмотности? По всеобщему убеждению участников встречи, основную роль в этом должен сыграть такой предмет, как “Культура жестовой речи”, который постепенно появляется в учебной программе многих спецшкол. Так, в этом году, этот предмет будет введен в Полтавской спецшколе. Об этом рассказала коллегам педагог этой школы Н.Б.Адамюк. И конечно же, у педагогов-практиков возникает вопрос: а где же брать программы, пособия и учебники, да и специалисты есть не в каждой школе.Что касается программ, то работа в этом направлении уже ведется. А вот о пособиях - разговор отдельный. Помимо того, что имеется из выпущенных ранее в УТОГ, и новейших пособий по жестовой речи, изданных в Москве, было названо и напечатанное недавно Харьковским государственным педагогическим университетом им.Г.С.Сковороды учебное пособие “Вид “А” до “Я”. Участники заседания ОНП имели возможность встретиться с одним из авторов этого пособия - преподавателем университета Е.И.Васильевой. Они не только с интересом выслушали ее рассказ о проводимой в ХГПУ работе по обучению студентов университета жестовой речи, но и приобрести для себя выпущенное в Харькове пособие.В своем выступлении Екатерина Ивановна рассказала, что в университете с 1997 года проводится обучение студентов жестовой речи глухих. Преподавание введено на кафедре валеологии, а прослушать курс имеют возможность студенты факультетов дошкольного воспитания, физико-математического, естественного, начальных классов, психологии и социологии. В дипломах выпускников дошкольного факультета указывается также и специальность дефектолога. На вопрос, каково практическое применение полученным знаниям, Екатерина Ивановна ответила, что уже есть случаи, когда после окончания университета молодые специалисты пошли работать в специальные дошкольные учреждения для глухих детей. Для того, чтобы работа по изучению жестовой речи студентами проходила эффективно, и было издано пособие (о нем “НЖ” уже более подробно сообщала в №20 от 30 мая этого года). На вопрос участников встречи, кто же помог в издании этой, такой необходимой не только студентам книги, Е.И.Васильева ответила, что основная заслуга принадлежит ректору университета И.Ф.Прокопенко. Благодаря его помо¬щи и поддержке Екатерина Ивановна и ее соавтор - Н.А.Козачек, смогли выпустить подготовленное ими пособие. Рецензентами издания выступили директор Харьковской спецшколы для глухих детей Н.И.Середенко и председатель Харьковской облорганизации УТОГ Е.В.Яковлева.Участники заседания ОНП дали высокую оценку работе, проводимой в Харькове, по изучению жестовой речи глухих. Все от души поблагодарили Е.И.Васильеву за то, что она нашла возможность приехать в Киев и познакомить всех участников встречи с изданным пособием. Продолжением темы стало выступление корифея сурдоперевода Н.В.Иванюшевой. Она рассказала о завершении работы над видеопособием по жестовой речи глухих, состоящим из трех кассет объемом в 1800 жестов. В ближайшее время начнется их тиражирование и продажа. Эта новость с воодушевлением была воспринята слушателями. Более подробная информация для желающих приобрести видеопособие скоро будет размещена на страницах “НЖ”, поэтому советуем следить за нашими публикациями. Вся эта информация свидельствует о том, что постепенно Е.С.Грищенко создаются необходимые условия для совершенствования изучения жестов глухих и повышения культуры жестовой речи в Украине. Педагог Киевской спецшколы №9 для слабослышащих детей М.И.Лашкевич в своем выступлении подчеркнула, что необходимо также уделить самое пристальное внимание обучению специалистов, которые будут преподавать жестовую речь. С этой целью она предложила организовать специальные курсы для педагогов на базе существующих курсов переводчиков жестового языка. Необходимо также изучать имеющийся опыт преподавания культуры жестовой речи. Имеются в виду не только первые попытки преподавания этого предмета в Украине, но и перенятие богатого опыта, накопленного в других государствах (в том числе в России и Беларуси). В связи с этим участники встречи с интересом выслушали информацию директора Музея истории УТОГ В.В.Скурчинского о материале, имеющемся в экспозиции и архиве музея. Владимир Викторович рассказал также о завершившемся недавно в Париже симпозиуме по истории глухих, одной из тем которого является история возникновения и развития жестовой речи и ее использование в учебном процессе обучения глухих. К сожалению, на этом симпозиуме из-за финансовых проблем не было представителей Украины. Через три года - следующая встреча глухих историков, и Владимир Викторович выразил надежду, что представители Украины смогут побывать на ней, чтобы и других посмотреть, и себя показать. В.В.Скурчинский высказал также идею создания на базе Учебно-восстановительного центра УТОГ в Пуще-Водице специально оборудованного кабинета по изучению жестовой речи, где были бы собраны необходимые наглядные пособия и литература и где любой желающий смог бы получить необходимую помощь и консультацию. С идеей В.В.Скурчинского перекликается и предложение Н.В.Иванюшевой о создании консультативного центра для родителей неслышащих детей, где они могли бы получить необходимую помощь и поддержку, в том числе и в изучении жестового языка. Обилие разноообразной информации и ограниченность во времени не дали возможности участникам встречи детально обсудить еще одну проблему, с которой неизбежно сталкивается каждый, кто вникает в вопрос использования жестовой речи в процессе обучения неслышащих детей. Например, К.И.Васильева говорила о том, что изучать жесты в школе нужно после того, как у глухого ребенка будет заложена необходимая словесная база обычного разговорного языка. Другие участники встречи отмечали, что жестовая речь - это первичная речь глухого ребенка. Поэтому его развитие должно проходить с активным использованием жестов, постепенным усложнением изучаемых понятий и тем, а затем введением калькирующей жестовой речи и обычного разговорного языка. Впрочем, как отметил неслышащий компьютерщик Н.Н.Гарбузов, принимавший участие в этой встрече, тема применения жестовой речи, билингвизма в обучении глухих - предмет спора не только на этой встрече, но и на сайтах в Интернете. В частности, интересующиеся этим вопросом могут заглянуть на сайты: http://www.deafnet.ru/forum/ - (тема топика: “Будущее за билингвистикой”). Несомненно, что в заинтересованном обмене мнением есть свое рациональное зерно - вместе легче определить и поставить перед собой реальные цели, к которым следует стремиться. И , конечно же, от слов переходить к делу. Как видим, предпосылки для этого есть.
Н.Калиниченко, газета “Наше життя”, 2003 г. |
Администратор |