|
Вітаємо Вас на офіційному Веб-сайті Громадської організації "Об'єднання нечуючих педагогів" (м.Київ). Цей сайт для всіх, хто цікавиться питаннями спеціальної освіти нечуючих в Україні. |
|
Новости
00:00
Использование дактильно-жестового языка глухих в процессе их обучения в дошкольных учреждениях и школахДактильно-жестовая речь неслышащих. Многих она раздражает. Смотреть со стороны на разговор неслышащих - неприятное зрелище. Глухие, жестикулируя, обычно сильно гримасничают, что выглядит отталкивающе. А почему? Потому, что наши неслышащие не владеют культурой общения в целом и, в частности, культурой жестовой речи. Глухие виноваты? Нет!!! Человек должен приучаться к любой культуре с детства. А о культуре жестовой речи не может быть никакого разговора, пока язык жестов не введут в дошкольную и школьную программу как предмет обучения. Сама я закончила школу для детей со сниженным слухом в с.Кисляк Винницкой области. В нашей школе, как и во всех школах такого типа, запрещалась жестовая речь. Учителя и воспитатели не уставали повторять: “Вы должны говорить голосом, не машите руками!” Но никакие запреты в школах не могут остановить развитие жестовой речи и использование ее неслыщащими в общении между собой. И что из этого запрета выходит - могу судить по себе. По своей учебе в школе и, в настоящее время, по работе в школе. Училась я в I отделении - в классе, где дети “хорошо” слышат. Таких классов в школе немного. Дети, которые учатся в этих классах, ведут себя особенно: они относят себя к слышащим, не желают изучать жестовый язык, на других ребят, которые “плохо” слышат, смотрят свысока. Впоследствии этим “слышащим” очень трудно адаптироваться в жизни. Они просто плывут по течению и не могут прибиться ни к глухим, ни к слышащим. Знаком мне один молодой мужчина, который “хорошо” слышит и не знает языка жестов. Работал этот мужчина в ДК УТОГ. Умный, трудолюбивый человек, но, как ни старался он сблизиться с глухими, у него ничего не получалось. Хотя сейчас он и пытается выучить жестовый язык. А какая же от него могла быть польза Обществу глухих, выучи он этот язык еще в детстве. Рассказал бы что-то, помог в переводе. А так... И таких случаев много. В нашей школе логопеды усиленно занимались моей речью, постановкой звуков, учили читать с губ. Именно за это я им очень благодарна. На языке жестов общались, в основном, во время внеклассной работы: экскурсий, игр, просмотра кинофильмов, выяснения конфликтных ситуаций. Но вот школа позади. Прошло несколько лет, и слух я потеряла полностью. Со слышащими людьми могу общаться благодаря умению читать с губ, а среди “своих” говорим на родном языке жестов. Сейчас, работая педагогом-организатором в школе, знаю, что использование жестового языка в процессе обучения глухих по-прежнему - один из наиболее важных вопросов. Сурдопедагоги по-разному относятся к использованию языка жестов в спецшколах-интернатах. Одни считают, что жестовый язык нужно ввести в младших классах, другие - что его изучение возможно только в средних и старших классах. А некоторые считают, что язык жестов в школе не нужен и даже вреден. Я же думаю, что язык жестов нужно изучать с раннего возраста, параллельно со словесной речью. Ведь жестовый и словесный языки взаимосвязаны, выполняют разные функции и признаны необходимым условием для контакта с детьми. Язык жестов необходим на уроках во время объяснения нового материала, поскольку помогает ученикам усваивать его содержание, понимать значение отдельных слов, способствует увеличению словарного запаса. С помощью жестов можно правильно объяснить значение одинаковых по написанию и разных по значению слов. Но жестовый язык не должен подменять словесный язык и чтение с губ, чтобы глухие имели возможность свободно общаться с теми, кто слышит. Кроме того, в школах нужно ввести курсы жестового языка как для учителей, воспитателей, так и для родителей неслышащих детей. Многие родители не знают языка жестов, общение с ребенком у них ограничено. Впоследствии ребенок, испытывающий дефицит общения, замыкается в себе. А глухие родители, не владея культурой жестового языка и подменяя общепринятые жесты своеобразным жаргоном, - передают такую неправильную, исковерканную жестовую речь своему ребенку. Знание языка жестов может значительно облегчить общение учителей, воспитателей с учениками и родителями (ведь с каждым годом число неслышащих родителей увеличивается). Всем известно, что характер ребенка полностью раскрывается во время общения со сверстниками, во время игры. Здесь и понаблюдать бы учителю или воспитателю за ребенком, который не слышит, но, к сожалению, для многих наставников это недоступно из-за незнания жестового языка. Кроме того, выпускники школ, которые продолжают учебу в ПТУ, техникумах, институтах, должны воспринимать перевод, сделанный со скоростью речи педагога, излагающего учебный материал, а это не так легко и просто. Во многих зарубежных странах в специальных школах для детей с нарушениями слуха практикуется обязательное изучение языка жестов. Исследования подтверждают более высокие достижения неслышащих детей, обучаемых с использованием жестовой речи. Многие глухие владеют двумя языками: жестами и государственным языком своей страны. В нашей стране сейчас наблюдается интенсивное изучение иностранных языков, особенно английского. Почему же тогда нам, неслышащим, нельзя изучать своей родной язык - язык жестов и развивать культуру жестовой речи? После окончания школы многие неслышащие приходят работать в Общество глухих, отдыхать идут в Дом культуры глухих. Здесь они также сталкиваются с проблемой жестовой речи. Всем известно, что мероприятия в ДК УТОГ проводятся с помощью жестового языка. И все замечают, какая красивая жестовая речь у артистов, но мало кто знает, сколько в эту красоту вложено труда переводчиков. Даже этим доказано, что жестовая речь может быть правильной, понятной, красивой!
Лещенко Л.Н., педагог-организатор Харьковской школы-интерната для детей со сниженным слухом (Перша Всеукраїнська конференція з питань навчання глухих в Україні, 09-10.VI.2000)
|
Администратор |