Вітаємо Вас на офіційному Веб-сайті Громадської організації "Об'єднання нечуючих педагогів" (м.Київ). Цей сайт для всіх, хто цікавиться питаннями спеціальної освіти нечуючих в Україні. 

Новости

00:00

Новое в содержании трудового обучения глухих (из опыта работы)

 

 

Вступая в третье тысячелетие, педагогии ученые Украины изучают итоги работы средней школы. Какой же должна быть школа XXI столе­тия? Специалисты приходят к выводу, что учебно-воспитательный про­цесс новой школы необходимо нацелить на всестороннее развитие лич­ности, развитие способностии готовности учащихся к социальной адап­тации в сложном и противоречивом мире. Речь идет не только о массовой школе, но и работе всех специальных школ-интернатов.

Используя предоставленные школам запоследнее время широ­кие полномочия в организации педагогического процесса. Киевская спецшкола-интернат №6 по инициативе директора Л.В.Шевченко начала перестройку своей работы.

Забота о социальной адаптации глухих детей - в традициях Ки­евской школы. В тяжелое послевоенное время, а затем в 50-60годы школа выпускала высококвалифицированных столяров, полиграфис­тов, швейников.На специалистов такого профиля был большой спрос. Об этом с благодарностью вспоминают выпускники прошлых лет. За последние 40 лет более 53 % выпускников продолжали обучение пос­ле школы, совершенствуя свою профессиональную подготовку.

Так, в системе УТОГ известны работники высокой квалификации Турбанов О. (вып.1972г.), Филько Н. (вып.1971г.), МарченкоС. (вып.1964г.), Ищенко Г. (вып.1964г.), Бебик Н. (вып.1960г.), Довгань Е. (вып.1961г.), Пац Л. (вып.1962г.), Усенко Л. (вып.1964г.), Булах В. (вып.1965г.), Яценко А. (вып.1965г.), Валовой Н. (вып.1965г.) и др. В ин­женерном составе - Родичев Е. (вып.1963г.), Столярова А. (вып.1968г.), Соловьев Ю. (вып.1964г.), Шевченко А. (вып.1961г.), Шабунин В.(вып.1980г.) и др. Кроме этого, среди выпускников школы есть художни­ки, артисты, учителя, спортсмены, руководящие работники системы УТОГ и др.

Но, несмотря на имеющиеся успехи, школапродолжает уделять большое внимание совершенствованию профессиональной подготов­ки учащихся в соответствии современными требованиями.

Так, в 1999/2000 учебном году впервыев истории Киевской шко­лы-интерната №6 двенадцатиклассники получили аттестаты осред­нем образовании и дипломы квалифицированного рабочего (от ПТУ №11). Эти ученики два года совмещали обучение в школе с занятия­ми в ПТУ №11 и получили специальность оператора ЭВМ с умением выполнять учет и расчеты в бухгалтерском деле, что свидетельствуето возможности глухих овладевать новыми, сложными и престижными специальностями.Для тех, кому трудно освоить информатику и ком­пьютерное дело, в 1999/2000 учебном году в школе организовано изу­чение строительного дела, а с 2000/2001 учебного года заключен договор об обучении школьников швейному мастерству при ПТУ №39. Мне доверили обучать новой для школы строительной профес­сии учеников 5-8 классов.

Первая трудность для преподавателя строительного дела в шко­ле для глухих детей обусловлена отсутствием учебной программы.Пришлось изучать программы других учебных заведений и, в частно­сти, вспомогательной школы и ПТУ. На основании этих программ и была впервые составлена программа для глухих учащихся с учетом особенностей их психического развития. При подготовке программы учитывались общепедагогические принципы.

Например, в 7-ом классе ученики должны выполнять работу со шпаклевкой, обрабатывать поверхность стены, готовить поверхностьк обойным работам. В начале дети усвоили состав шпаклевочной смеси, овладели умением с помощью шпателей наносить ее на неровную по­верхность. На следующем этапе обучения шпаклевка заменяется другим материалом - алебастром (строительный гипс). Ребята знакомят­ся со свойством алебастра (он может быть использован в течение 10- 15 минутпосле смешивания с водой), узнают, что с гипсовым раство­ром нужно работать быстрее, вовремя накрыть дефектную поверхность и обработать ее аккуратно, качественно и ровно.Затем изучаем новую тему "Сложные штукатурные смеси". Семиклассники узнают, что гип­совый раствор, разбавленный известковым раствором, будет иметь иные свойства- сложную штукатурную смесь можно использовать по­степенно, так как эта смесь нетеряет свойств (не сразу твердеет).

Вторая трудность состоит в организациии проведении самого главно­го в трудовом обучении и воспитании - самостоятельныхпрактических работ учащихся. Обеспечить их инструментами и материалами в совре­менных условиях очень непросто. Но когда есть все необходимое, более важной задачей является умелое направление деятельности учащихся, развитие их интереса, утверждение верыв себя, в свои способности.

С первых дней учебного года (после организационного занятия, выборов бригадиров и инструментальщиков, инструктажа потехнике безопасности) проводились элементарные практические задания, ко­торые требуют серьезного отношения. Дети должны были увидеть, что их работа приносит реальную пользу, ощутить радость успеха.

На первых уроках велась беседа с детьми о профессиях. Учащи­еся увлеченно рассказывали о работе своих родителей и родных. На этих же уроках учащимся предлагалось отвечать на вопросы, требую­щие самостоятельных, осмысленных ответов. Приведу пример.

 

Урок в 6-ом классе.

Тема: Покраска масляными красками деревянныхповерхностей.

Цель: ознакомить учащихся с операциями по покраске деревян­ных поверхностей масляными красками, с правилами техники безо­пасности при выполнении этих работ, развивать умение пользоваться инструментами, экономно расходовать материалы, следить за чисто­той рабочего места после выполнения работ.

I. Актуализация опорных знаний (беседа).

Учитель: - Что можно красить?

Ученики: - Окна, двери, стены, парты, забор и т.д.

Учитель: - Зачем красить окна снаружи?

Ученики: - Чтобы было красиво.

Учитель: - Почему нужно покрывать краскойраму? Как ты узнал?

Дети дают разные ответы:

- У нас на даче видел, как рамы испортились.В прошлом году папа хотел покрасить, но ему было некогда. А нижняя часть рамы сгни­ла от дождя.

- Рамы красят, когда хотят обновитьдом. Приятно, когда все новое и чистое, а рамы - белые. Тогда кажется, что завтра будет праздник. У нас перед праздниками иногда делают ремонт, и я при­вык, что после ремонта наступает какое-нибудь радостное событие.

Даже такой простой разговор имеет важное значение для учени­ков и учителя: во-первых, опыт самостоятельного высказывания, во-вторых, возможность показать свои знания. Для тех, кому нечего ска­зать, это толчок к приобретению опыта выполнения домашних хозяй­ственных работ. Для учителя- информация о воспитанниках.

С первых шагов обучения подростка стараюсь разобраться в его интересах и стремлениях, выявить то, что позволит повести школьни­ка за собой, сделать каждый урок для него желанным, интересным. При этом используюсвой личный жизненный опыт.

Так, когда я был мальчишкой, любилспортивные игры, читал раз­ные книги, увлекался авиамоделизмом, радовался каждому запуску самолета или планера, сделанного своими руками. Очень гордился моделью ракеты, которая летала с помощью сжатого воздуха. Эту мо­дель долго и упорно строили вместес учителями физики и труда. Осо­бенно запомнился Андрей Алексеевич Белоус - учитель труда. Он нас поражал смекалкой, находчивостью и мастерством. Ловко орудовал инструментами.Вспоминается такой случай. Однажды он увидел, как мы неуверенно рубили стальные пластины на части, били молотком по зубилу осторожно и несильно, дабы случайно неударить по своим паль­цам. Учитель был недоволен, выхватил у нас молоток и зубило, закрыл свое лицо кепкой и начал с размаху рубить металл "вслепую". Закон­чив свой головокружительный номер, он нам показывал аккуратно сре­занные пластины, при этом небрежно, элегантно прожестикулировал корявыми пальцами: “Чепуха!”. Мы были в восторге,по-хорошему за­видовали ему, старались работать как он, любую трудную работу с до­стоинством, как взрослые, выполняли до конца.

Отсюда мое кредо: учитель должен знатьи уметь многое. Отсюда мое стремление: передать ученикам все, чему научился сам.Убеж­ден, трудовое обучение - это именно тот учебный предмет, который позволяет подобрать ключик даже к тем, на кого все учителя махнули рукой. И еще, главное -это доброе отношение к любому ребенку, даже трудному.

Опыт сурдопедагогов-мастеров показал,что успех уроков (заня­тий) обеспечен, если при изучении нового опираться на знания и опыт учащихся. Стараюсь всегда следовать этому правилу.

 

Например, урок в 6-ом классе.

Тема: Строительные материалы.

Цель: ознакомить учащихся со свойствамии применением оли­фы; развивать умение обобщать результаты практической работы; воспитывать интерес к новым знаниям.

I. Актуализация практических знаний.

Практическая работа. Определение названийстроительных ма­териалов.

Оборудование: в одинаковых баночкахмел, алебастр, масля­ная краска, олифа, вода.

Дети называют все знакомые, кроме олифы, материалы. Предла­гаю олифу рассмотреть на свет, попробовать на ощупь, понюхать, В расчете на то, что не все родители оберегают детей от домашних ра­бот, начинаю разговор.

Учитель: - Это олифа. Кто знает, чтотакое олифа?

Ученики: - Это краска.

Учитель: - Это не краска, а другой материал.

Ученики: - Олифа прозрачная, а красканет.

Учитель: - Попробуйте немного олифывлить в краску и разме­шать палочкой.

Ученики: - Олифа растворяется в масляной краске.

Учитель: - Попробуйте олифу капнуть в воду и сильно разме­шать. Что произойдет?

Ученики: - Олифа не растворится в воде.

Остается обобщить (устно и записать в тетради текст, дополнив его):

олифа — это прозрачный материал, растворяется……………(в чем?), в воде…………(что происходит?).

II. Изучение нового материала.

Учитель: Свойства олифы определяютее применение. Во-пер­вых, олифу применяют для приготовления и разведения масляных красок, потому что…………………(подумайте, почему?). Во-вторых, олифа применяется для пропитки деревянных поверхностей, потому что………………….(почему?), для грунтовки перед покраской при наружных работах, служит защитным покрытием от атмосферных воздействий,потому что……………………(приведите примеры).

Мальчики увлеченно переговариваются между собой о значении олифы.

К сожалению, не все сразу догадываются,что нужно использо­вать предыдущие выводы о свойствах олифы. Но для большинства записанное ранее - опора для ответа на новые вопросы. Кратко за­писывают в тетрадях сведения о применении олифы.

В процессе работы стремлюсь к тому, чтобы творческий поиск был характерен для каждого урока, предусматриваю задания,при выполне­нии которых учащимся надо проявить наблюдательность, техническую смекалку, использовать свой опыт и теоретические знания.

Творчество по законам красоты - вотчего еще я добиваюсь от своих воспитанников, стремлюсь приучить к работе, радующей глаз. Приятно было наблюдать, как наши мальчики после долгого, техни­чески сложного ремонта классного помещения осматривали сделан­ную ими же работу. Как настоящие хозяева, они любовались аккурат­но наклеенными своими руками обоями, снова и снова возвращались, чтобы еще раз посмотреть на результаты своего труда. Это доставля­лоим истинное наслаждение.

На уроках трудового обучения оченьважен момент общения “учи­тель - ученик - учитель”, умение общаться с детьми, понимать разговорно-жестовую речь. Взаимопонимание наверняка позволит про­никнуть в душу даже трудного ученика.

Сурдопедагог должен убеждаться в том, что его ученики точно по­няли обращенную к ним речь (повторить вопрос, ответитьна контрольный вопрос, проконтролировать выполнение практического зада­ния.) Дети не могут долго “слушать” (наблюдать) учителя. Чтобы учи­тель скорее прекратил затянувшийся монолог, они автоматически де­лают кивки головой, дескать, поняли все. Нужно найти форму работы, чтобы сосредоточить их внимание. Важна и обратная задача: понимать речь ученика, уметь вовремя делать поправки. Тогда можно незаметно обеспечить формирование у учащихся трудолюбия и других нравствен­ных качеств, без которых даже знающий иумелый рабочий-специалист будет плохим работником. Почему незаметно? Да потому, что малень­кий человек должен самостоятельно дойти до всего, найти выход, без посторонней помощи дойти до логического завершения. Мы же неред­ко чрезмерно опекаем, буквально тащим за руку: вот как надо!

Большое внимание уделяю воспитаниюу учащихся положитель­ного отношения к общественно-полезной деятельности. В этомплане интересны, на наш взгляд, данные, приведенные в книге “Реабилита­ционная педагогикана рубеже XXI века” (Научно-методический сбор­ник под ред. В.М.Дония. 1998г.). Изтаблицы “Общая характеристика любимых занятий воспитанников” узнаем, что на 1-ое место, соглас­но подсчету опрошенных, ученики поставили художественно-игровую деятельность(145), на 2-ое - физическо-оздоровительную деятель­ность (108), а общественно-полезную- лишь на 7-ое место (11). Нам кажутся эти показатели довольно тревожными. К сожалению, анало­гичные факты наблюдаются и в школе для глухих.

Роль учителя, конечно, не в чтении нравоучений о пользе трудолю­бия и необходимости общественной работы, а в таком педагогическом руководстве работой детей, которое обеспечивало бы ее воспитатель­ную эффективность. Очень помогает в этом, как показывает наш опыт, работа звеньями и бригадами, во главе которых стоят ученики-бригади­ры. Вместе они планируют работу,распределяют между собой участки технологического процесса, решают вопросы экономии. Бригадир - это первый помощник учителя, которому он полностью доверяет. И ребятаэтим дорожат. Здесь главное - не вырастить маленького диктатора, а такие случаи,к сожалению, бывают. В этом году бригадир-ученик 8-го класса С. всячески облегчалсебе работу (больше других отдыхал, от­влекался разговорами). После многочисленных замечаний, которые ему делали не только учитель, но и его сверстники, было принято единоглас­ное решение об исключении С. из бригады, снятии с него полномочий бригадираи переводе его на более легкие работы. Сначала ученик С. -пытался всех обвинитьи неожиданно заплакал... Что-то произошло в сознании этого мальчика, причем оченьне простого по характеру. Ско­рее всего, это был его выбор - не оставаться одному, ради этого при­нять справедливые условия одноклассников. С другими учениками в таких случаях достаточно разъяснения, ссылки на анализ их работы. Каж­дого ребенка у нас в школе принято считать самостоятельным субъек­том. Мне импонирует такая позиция педагогического коллектива.

По возможности слежу за тем, чтобыребята участвовали в до­машних делах. Многие мальчики начали помогать родителям ремон­тировать кухню или коридор, сами потом приходят ко мне консульти­роваться, рассказывают, как выполняли ту или иную серьезную, на их взгляд, работу. Такие беседы использую для усовершенствования навыков, пополнения знаний и обогащения словарного запаса. Жаль, что некоторые родители упускают такие воспитательные моменты и неподдерживают желания своих детей самостоятельно заниматься ремонтом, столярными работами. Они, видимо, боятся, что дети ис­портят им квартиру, не понимают, что лишают ребят самой большой радости - проявления своих способностей. Я же стараюсь разными путями способствовать развитию творческого начала у школьников. Проработавс учениками 5-8 классов лишь один учебный год, можно сделать выводы об уровне ихподготовки по новому профилю трудового обучения:

-пятиклассники знают, какие бывают инструменты для малярных, штукатурных и обойных работ, правильно называют строительные материалы; могут выполнять столярные работы по изготовлению про­стых инструментов (деревянных шпателей, терок, полутерок), прооли­фить штапики для оконных рам;

-шестиклассники знают свойства строительных материалов и их применение, научились пользоваться измерительными приборами (рулеткой,метром), освоили графическую грамоту; умеют составлять планы помещений (актовыйзал, классная комната, музыкальный зал), делать расчеты с рулонными обоями;

-семиклассники, кроме того, что усвоилитехнику оклеивания по­мещения обоями, умеют подбирать клеевые составы, самостоятель­но делать разметку и раскрой обоев, пробивать с помощью пробойни­ков в кирпичных стенах отверстия под дюбеля для установки полок, досок, карнизов, вешалок, шпаклевать и выравнивать штукатурку, работать с алебастром;

-восьмиклассники успешно выполняют покраску дверей и оконных рам, ремонтные работы со штукатуркой, обойные работы вбольших помещениях, могут самостоятельно устанавливать в кирпичной стене коробки для выключателей, розеток, подвешивать на потолке светиль­ники, умеют сделать скрытую электропроводку.

Все мальчики научились пользоваться средством индивидуаль­ной защиты - противопылевым респиратором, знают его устрой­ствои назначение. Ученики обеспечены специальной одеждой (халаты, комбинезоны, береты, каски) и бережно относятся к ней.

Перед началом практических занятий проводится инструктаж по технике безопасности, проверяются знания правил поведения во вре­мя занятий.

Учитывая уровень подготовки учащихсяк строительно-ремонтным работам, я с радостью принял предложение директора школы орга­низовать в мае-июне бригады маляров и отделочников. Для ребят это хорошая практика, а для меня - экзамен, проверка результатов ра­боты. Работа наших летних бригад показала, что потенциальные воз­можности учащихся оставались раньше не реализованными. Узнав,что набираются бригады из числа восьмиклассников, ребята из 9-10 классов изъявили желание работать с нами. Школьные бригады от­неслись к порученному делу с большой ответственностью, с полной отдачей работали по 4 часа в день. Десятиклассник Т.ездил каждый день из Василькова (ни разу не опоздав). За три недели был выпол­нен большой объем работ: покрасили свыше 70-ти дверей, 8 больших оконных рам, отремонтировали полностью кабинет истории, облице­вали древесно-стружечными плитами панели всех лестничных пере­ходов от подвала до третьего этажа. Учащиеся действовали быстро, сосредоточенно и аккуратно. Создавалось впечатление, что работа проходила без участия учителя. Только опытный человек мог рассмот­реть, какая нагрузка ложилась на учителя. Ведь под контролем педа­гога был каждый ученик: его физическое состояние, включение в деятельность, отношение к работе, самооценка, коррекция отношений в коллективе, качество выполнения задания и многое другое.

Первый год работы по изучению строительного дела показал, что организация такого профиля обучения в школах глухих вполне воз­можна.Детям это доступно и интересно. Кроме этого, это один из ви­дов видимой полезной деятельности учащихся для школы.

Мечта, к осуществлению которой, нанаш взгляд, надо стремить­ся - работа на хозрасчетной основе. Тогда школьный “цех”обретет новую жизнь, включит старшеклассников в производственные отно­шения, будет формировать экономическое мышление, стремление к профессионализму. А обогащение учебной среды условиями, макси­мально приближенными к будущей жизни воспитанников, будет сти­мулировать процесс совершенствования ими своего мастерства и профессионализма, после окончания учебного года даст возможность зарабатывать здесь, а не идти зарабатывать где-то.

Таковы мои первые шаги и результаты в деле обучения глухих школьников строительному делу.

Это мои первые попытки и скромные результаты.Впереди второй год изучения строительного дела.

 

Степкин В.В., учитель трудового обученияКиевской спецшколы-интерната №6 для глухих детей (Перша Всеукраїнська конференція зпитань навчання глухих в Україні, 09-10.VI.2000)

 

 

 

 

 

Погода в Киеве
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Учительские праздники

 

 

my name is autumn 1 pictures, backgrounds and images

Администратор

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Создать бесплатный сайт с uCoz