|
Вітаємо Вас на офіційному Веб-сайті Громадської організації "Об'єднання нечуючих педагогів" (м.Київ). Цей сайт для всіх, хто цікавиться питаннями спеціальної освіти нечуючих в Україні. |
|
Новости
00:00
Проблема глухих и слабослышащих в Америке
Мои школьные годы прошли в посёлке Кокташ Ленинского района. Каждый день я проходил через центр посёлка, где находилась школа-интернат для глухонемых. Школа, которую внароде называли "бесшумной", была окружена высоким забором и состояла из двух корпусов. Воспитанники школы из одного корпуса в другой шли строем, держась за руки учителей и воспитателей. Дети из этой школы, которые между собой общались только жестами, всегда мне казались детьми из другого мира. Они всегда смотрели робко исмущённо на нормальных людей за забором, как будто они стеснялись своего физического недостатка. Мне хотелось поговорить с кем-нибудь из этих детей, но не решался. Высокий забор как бы напоминал о том, что за ним находится закрытая и недоступная и закрытая зона. Я всегда задавал себе множество вопросов наподобие: “Как они общаются с другими людьми?”, “Как они смотрят телевизор, если телевизоры не оснащены субтитрами?”, “Как они получат высшее образование?”, “Где они будут работать?” и не находилна них ответов. Будучи в США я продолжал искать ответы на свои вопросы и начал интересоваться жизнью глухонемых и слабослышащих в этой стране и, как всегда, на помощь пришёл всезнающий мой друг Митчелл Полман, который был приглашён в единственный в мире столичный университет для глухих и слабослышащих Галлаудет в качестве знатока русского языка и для освоения нового учебного оборудования. Пользуясь такой удачной возможностью, он пригласил меня в этот уникальный университет, основанный в 1864 году и пообещал посодействовать в организации встречи с руководством этого учебного заведения, но обстоятельства помешали осуществиться этой нашей идее. Проблему глухонемых и слабослышащих в нашей республике до сих пор считаю насущной и предлагаю вам материал моей коллеги Илоны Виноградовой из русской редакции BBC о столичном университете. Просторные,заполненные светом аудитории, много стеклянных стен, большое количество окон -так выглядит кампус вашингтонского университета Галлаудет. Это единственный в мире вуз, где полный цикл обучения предоставляется глухим и слабослышащи млюдям. Здесь они могут получить степени бакалавра и магистра по 40 разным специальностям. Точной статистики о том, сколько в США глухих и слабослышащих нет. Просто потому, что нет четкого критерия оценки, кого и с какого момента жизни считать глухим. Темне менее время от времени министерство здравоохранения США проводит свои опросы, чтобы хотя бы приблизительно подсчитать, сколько в стране глухих. На тысячу слышащих в Америке приходится от двух до четырех "функционально" глухих людей, говорится в одном из последних опросов американского минздрава.Однако, как отмечается в исследовании, если включить в этот список людей ссерьезными повреждениями слуха, то тогда на тысячу слышащих приходится уже около 140 глухих и слабослышащих.
Не в тишине Вашингтон иего окрестности считаются местом, где проживает самое многочисленное в СШАсообщество глухих. Многие из них называют Вашингтон самым удобным для глухих городом. Как и в других городах Америки, здесь есть кинотеатры, приспособленные для глухих, церкви, где службы ведутся с сурдопереводом. В магазине, поняв, что человек неслышит, быстро вытаскивают бумагу с ручкой или подводят к компьютерной клавиатуре. Но главное преимущество Вашингтона для глухих - это университет Галлаудет. Всего в университете обучается около 1800 студентов. Из них около 5% - иностранцы. "Наш университет - это своего рода оазис, где глухие не чувствуют, что они живут в тишине. Здесь все - от системы преподавания до жизни в кампусе - направлено нато, чтобы полноценно учиться, общаться и работать", - рассказывает мне через сурдопереводчика преподаватель Галлаудета Беверли Бьюкенен. Как и многие другие преподаватели этого уникального вуза, Беверли - глухая. Она преподает в университетском центре международных программ, где иностранные студенты после зачисления изучают американский язык жестов и письменный английский. Вдоль стен вкоридоре центра стоят флаги тех стран, откуда приезжают студенты. По флагам видно, что среди иностранных студентов много глухих из Саудовской Аравии, Канады, Японии и Кореи. "Обучениедля иностранцев стоит в два раза дороже, чем для американцев, то есть около 20 тысяч долларов в год, - объясняет Беверли Бьюкенен. - Обычно за иностранцев платит их государство, поэтому чем богаче страна, тем больше из нее студентов".
Единственный студент из России Долгое время в университете не было ни одного российского студента. Теперь, благодаря аспиранту экономического факультета Руслану Куликову, в коридоре появился и российский флаг. Руслан родился в Москве в семье глухих родителей, там же окончил школу для глухих детей. Несмотря на то, что родители Руслана окончили школу, в которой за основу обучения был взят язык жестов, сына решили отдать в другое образовательное учреждение, где глухих детей учили говорить и "Учиться в этой школе было мучением, - вспоминает Руслан. - Оценки нам ставили не за академическую успеваемость, а за то, кто сумеет хоть что-нибудь расслышать на экзамене". И все-таки Руслан считает, что он получил лучшее образование, чем его родители в школе, где преподавали на русском языке жестов. По крайней мере, он научился читать и писать без ошибок. Про Галлаудет Руслан узнал, когда впервые со своей спортивной командой (он закончил Московский областной государственный институт физической культуры и спорта) приехал на соревнования в США. "Я был шокирован, когда увидел, что большинство преподавателей в этом университете - глухие, и все обучение ведется на языке жестов, - рассказывает Руслан. - В России я как раз не мог понять, почему же нельзя сделать так, чтобы нас учили глухие учителя на языке, который мы понимаем". У российской системы образования есть свои достоинства, так же как у американской есть свои недостатки, отмечает Руслан Куликов, который испытал на себе все "прелести" и специализированной российской школы, и обычного российского вуза. "Российская система преподавания нацелена на понимание материала в то время, как американская больше ориентируется на его заучивание для прохождения очередного теста", - говорит Руслан.
Чем уникален Галлаудет В чем жеуникальность Галлаудета с точки зрения самих студентов этого вуза? "Галлаудет - это как город в городе, самое важное, что мы можем общаться здесь без всяких преград - есть видеотелефоны, весь персонал знает язык жестов и даже слышащие, когда говорят между собой, одновременно используют язык жестов, чтобы проходящие мимо глухие студенты не чувствовали себя обособленными", - рассказывает Руслан Куликов. Аспирантка из Монголии Намира Балджиныям считает, что главное - это то, что Галлаудет предоставляет возможность глухим получить достойное образование и стать профессионалом в своей сфере. "Еще очень важно, что здесь нам прививают уверенность в себе, повышают нашу самооценку и учат быть амбициозными". В отличие отРуслана, Намира родилась слышащей. В 12 лет она заболела менингитом и потеряласлух. "Два года я вообще не ходила в школу, родители не знали, что со мной делать", - вспоминает Намира. "Больше всего в первые годы глухоты я скучала по музыке и по маминому голосу", - говорит она через сурдопереводчика.
Советская система преподавания: от Монголии до Чехии В Монголии всего одна школа для глухих детей, которая была открыта при помощи специалистовиз СССР в 1960-е годы. Послеокончания Галлаудета Намира собирается вернуться в Монголию и открыть свою школу для глухих, где обучение будет построено по американской модели на основе языка жестов. О своей школе мечтает и аспирантка Галлаудета из Чехии Мартина Смидова, изучающая школьную психологию. Мартина - одна из немногих слышащих студентов этого вуза.Она начала работать с глухими детьми в Чехии еще, как она сама говорит, "в советские времена". "В советское время, - рассказывает Мартина, - работа с глухими, которые считались инвалидами, была чуть ли не единственным местом, где не было идеологии, промывания мозгов и никакого марксизма-ленинизма". В Чехии, также как и в Монголии, образование для глухих детей было построено по советской системе, когда упор делается на освоении устной речи, а знание языка жестов считается второстепенным или вовсе не обязательным. Мартина Смидова, которой до поступления в Галлаудет по стипендии Фулбрайта удалось поработать с глухими детьми в разных странах, в том числе в Грузии, считает, что главная проблема в образовании глухих детей на всем постсоветском пространстве - это отсутствие методик и элементарных знаний, как работать с глухими детьми с самого раннего возраста. "В США, наоборот, хорошо развита система подготовки и развития глухого ребенка с первых дней его жизни, поэтому здесь родители не так пугаются, когда у них рождается глухой ребенок. Они знают, что он сможет вести полноценную жизнь", - говорит Мартина Смидова. В США глухой, по крайней мере с точки зрения общества, не считается инвалидом. Здесь много специализированных и обычных школ, где глухим детям предоставляется сурдопереводчик. В банке или в магазине здесь не будут кричать изо всех сил, думая, что до глухого можно докричаться, а быстро достанут ручку с бумагой или подведут к клавиатуре.
Что такое аудизм Однако и вэтой стране существует дискриминация глухих. Об этом рассказывают студенты ипреподаватели Галлаудета, им вторит Дэвид Нельсон, президент ассоциации глухих штата Колумбия, где находится Вашингтон. "Конечно, до сих пор возникают проблемы с приемом на работу, с обучением - не все жемогут учиться в Галлаудете", - делится со мной Нельсон. - Но мы отстаиваем свои права, общаемся с конгрессменами, сенаторами. Мы - шумные люди и делаем все, чтобы нас услышали те, кто пишет законы в этой стране". Дискриминируют глухих не только слышащие. Прогуливаясь по кампусу Галлаудета, встречаю студента в футболке с надписью STOP AUDISM ( "Долой аудизм"). Молодой человек охотно объясняет, что аудизм - это дискриминация глухих не только состороны слышащих, но и со стороны других глухим. По статистике лишь около 10% глухих рождается и воспитывается в семье глухих. Это"настоящие" глухие. По крайней мере, так они сами себя называют. Остальные 90% - это глухие дети, рожденные в семье слышащих родителей. Как правило, такие дети учатся читать по губам, а язык жестов осваивают позже или не осваивают совсем. Язык жестов для "настоящих" глухих - это неотъемлемая часть культуры их сообщества. Навязывание слуховых аппаратов, вживление кохлеарных имплантатов (приборов, позволяющих частично или полностью восстановить слух) и даже использование методики чтения по губам многие "настоящие" глухие как в США, так и в других странах считают проявлением аудизма. Несколько лет назад студенты Галлаудета устроили акцию протеста, когда президентом университета была избрана Джейн Фернандес. Помимо обвинений в высокомерии и отсутствии у нее лидерских качеств, многие студенты и персонал университета сочли Фернандес "недостаточно глухой". Фернандес страдает глухотой от рождения, но ее воспитывали в семье людей с нормальным слухом, используя методику чтения по губам. Язык жестов она освоила только в 20 лет. Студенты и многие преподаватели были уверены, что она не способна выступать в защиту языка жестов и противостоять аудизму. На своем посту Фернандес продержалась все гогод. В 2010 году президентом университета стал глухой от рождения Алан Хурвиц.
Карьера для глухих Долгие годы Галлаудет ориентировался на подготовку педагогов, консультантов и социальныхработников. Однако в последние годы большой популярностью пользуются факультеты бизнеса, массовых коммуникаций и компьютерных технологий. По данным университетского центра трудоустройства, около 80% выпускников Галлаудета находят работу по специальности спустя год после его окончания. "Чаще всего наши студенты устраиваются в правительственные или образовательные учреждения, в компьютерные компании и в бухгалтерские фирмы, - рассказывает пресс-секретарь университета Мерси Куган. - Неслышащие студенты очень преуспевают в "зрячих" дисциплинах". "В настоящее время двое студентов проходят практику в Белом доме, - с гордостью говорит Куган. - Одна из наших выпускниц преподавала американский язык жестов в школе, где учились дети президента Обамы". Руслан Куликов уверен, что и ему удастся найти в США работу по своей специальности экономиста-бухгалтера. "Американцы говорят, что есть две вещи, которые никому не избежать - это смерть и налоги, - смеется Руслан. - Хочу работать в налоговой системе или открыть свой маленький бизнес". Он неисключает, что когда-нибудь они всей семьей - жена и трое детей - вернутся в Россию. Правда, пока его жена-американка опасается переезжать в Россию, напоминая Руслану, что у него на родине глухие живут в параллельной реальности, которая практически не пересекается с реальностью слышащих.
Источник: www.news.tj
|
Администратор |