Вітаємо Вас на офіційному Веб-сайті Громадської організації "Об'єднання нечуючих педагогів" (м.Київ). Цей сайт для всіх, хто цікавиться питаннями спеціальної освіти нечуючих в Україні. 

Новости

00:00

История организации школьного обучения инвалидов по слуху в г.Одессе и Одесской области

По состоянию на 1 января 2000 года в г.Одессе и Одесской об­ласти имеются 3 школы-интерната - Одесская школа-интернат №91 для глухих детей, школа-интернат № 97 для слабослышащих детей и Болградская школа-интернат для глухих детей, Одесский специаль­ный детский сад №113 и вечерняя школа рабочей молодежи №19.

Все эти учебные заведения созданы давно, и за время своего су­ществования дали знания и путевку в жизнь многим молодым людям, частично или полностью лишенным слуха. А вот истории создания и работы этих учебных заведений фактически нет, и нужно сказать спа­сибо Центральному правлению УТОГ за проведение I Всеукраинской конференции по вопросу “Истории обучения глухих в Украине”.

Мне пришлось по крупицам собирать материалы об этих учебных заведениях, но так как времени отведено недостаточно, чтобы можно было изложить сведения о каждом из них, я расскажу только об Одес­ской школе-интернате №91. Эту школу я закончила в 1953 году.

Школа-интернат №91 - одна из первых школ для глухих в цар­ской России и одна из старейших в Украине. В “Энциклопедическом словаре”, изданном в 1893 году, в разделе “Глухонемота и глухота”, написано, что в г.Одессе учебное заведение для глухих основано в 1843 году и имело двух учителей и 26 учеников. Основатель школы, Григорий Александрович Гурцов (1778-1858гг.), серб по националь­ности, был турецким подданным. В Россию он приехал из Бухареста и поступил на работу воспитателем в Санкт-Петербургское училище глу­хонемых, а в 1823 году приступил к обязанностям директора этого учебного заведения. Георгий Александрович обогатил теорию и практику обучения глухих. Его система нравственного воспитания и дидак­тика первоначального обучения использовалась в процессе обучения глухих. Будучи директором, он все свои усилия, в первую очередь, направил на изменение существующего Устава училища, утвержден­ного еще в 1810 г.

Опираясь на новый Устав, Григорий Александрович надеялся при­вести в порядок организацию работы училища, регламентировать при­емный возраст воспитанников, внести изменения в объем знаний, время обучения и присвоения некоторых прав по труду для успевающих в нем глухонемых учеников.

Устав был утвержден и вступил в действие в 1835 году. В него, помимо прочего, было внесено такое новое положение - организа­ция при училище особого отделения для “полуглухих детей”. Эта мысль, принадлежавшая замечательному сурдопедагогу Виктору Ива­новичу Флери (1800-1856), диктовалась жизнью и объяснялась раз­нородным составом детей. Учителя видели, что оглохшим и тугоухим детям можно дать в более короткий срок больший объем знаний, если их отделить от глухонемых детей.

Г.А.Гурцов устранил разделение учащихся на “благородных” и “неблагородных”, на “богатых” и “бедных”. Учебный план, введен­ный новым Уставом в 1853 году, содержал в себе такие предметы: Закон Божий, языки русский и французский, история и география, арифметика и начало геометрии, полезные познания о разных слу­чаях гражданской жизни, естественной истории и физике, чистопи­сание, черчение и рисование, танцы и гимнастика, ремесла и руко­делие. Кроме того, некоторые ученики продолжали заниматься ла­тинским языком.

Я специально привела эти факты из книги А.Г.Басовой “История обучения глухонемых” (под редакцией профессора Ф.А.Рау, 1940 год издания, г.Москва), чтобы нынешнее руководство Министерства об­разования Украины задумалось, почему даже в дореволюционное время такие педагоги как В.И.Флери и ГА.Гурцов не боялись вводить в программу обучения глухих иностранный язык, а главное - чтобы напомнить, что еще тогда в учебных программах специальных заве­дений для глухонемых основное внимание уделялось гармоничному развитию личности, разумному сочетанию необходимых знаний с тру­довыми навыками.

Большой заслугой Г.А.Гурцова было издание им “Энциклопеди­ческого курса” из 10 книг. Он состоял из методических и практических уроков, составленных из кратких назидательных фраз, приспособлен­ных к жестовому языку глухих. Насколько Гурцову было тяжело рабо­тать и вести борьбу с установившимися порядками, видно из того, что в 1838 году ему пришлось оставить место директора Петербургского училища.

В 1840 году он приезжает в Одессу, где в 1843 году основывает школу для глухих детей. Вот что опубликовано в журнале “Духовная жизнь и народное образование” за 1890 год, стр.648 (из архива биб­лиотеки исторического факультета): “В начале сороковых годов пе­реселился в Одессу, вследствие расстройства здоровья и по домаш­ним обстоятельствам, бывший директор Петербургского института Г.Гурцов. В скором времени он начал хлопотать об открытии в Одес­се подобного же заведения, на что, по ходатайству графа Воронцо­ва, и последовало (26 июня 1843 года) Высочайшее соизволение". А далее училище состоит в ведении Совета Одесского отделения по­печительства государыни Императрицы Марии Федоровны, о чем говорит и утвержденная на заседании Совета 22 ноября 1906 года “Инструкция для служащих в Одесском училище глухонемых”.

Первое здание школы было расположено возле моря, в районе сегодняшнего парка имени Тараса Шевченко. Позже школа находи­лась в Староконном переулке, а с 1970 года - на 2-й станции Боль­шого Фонтана, ул.Репина, 1.

Вот список директоров Одесской школы-интерната №91 со дня ее основания и до нашего времени:

с 1843 года - Гурцов Георгий Александрович;

с 1896 года - Миткевич (имя и отчество не сохранились);

с 1904 года - Тимофеев (имя и отчество не сохранились);

1912—1939 годы - Сафонова Елена Александровна;

1939—1941 гг. - Кушнир Нина Абрамовна (погибла в 1941 году);

1944—1946 гг. - Сафонова Елена Александровна;

1946—1949 гг. - Немировская Берта Яковлевна;

1949—1955 гг. - Федченко Захарий Терентьевич;

1956—1968 гг. - Гаврилов Петр Ильич;

1969—1971 гг. - Кулагин Василий Прокофьевич;

1972—1982 гг. - Селина Людмила Аркадьевна;

с 1983 года по настоящее время - Малий Виктор Николаевич.

Мы приехали в Одессу из Грузии в 1944 году, когда моего отца перевели в Одесский военный округ, а в 1945 году я поступила в на­чальную школу №16. Но вскоре заболела и потеряла слух. На сле­дующий год меня устроили в школу-интернат №91. Школа находи­лась в Староконном переулке, а жили мы на Пироговской улице, и мне каждый день приходилось ехать в школу через весь город. По­мню, как тепло меня встретила завуч школы Елена Александровна Сафонова. Мне повезло - я попала в класс лучшего сурдопедагога Серафимы Эдуардовны Утцель. Учиться мне было легко, так как я хорошо читала и писала. Узнав об этом и видя, что я уже овладела жестовой речью, которая была в школе основным средством обще­ния, обучения и воспитания, Елена Александровна поручила мне каждый вторник на пионерской линейке читать на жестовом языке газету “Пионерская правда”. Сколько лет я училась в школе и не помню, чтобы запрещали жестовую речь! Видно, нам повезло, пото­му что тогда в Одесской школе работали талантливейшие сурдопе­дагоги: Сафонова Елена Александровна, награжденная орденом Ленина, Соколянская Елена Васильевна, Утцель Серафима Эдуар­довна, Петрова Ольга Николаевна. Все они закончили Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, всю свою жизнь посвятили обучению глухих и свободно говорили с нами на жесто­вом языке. Помню, как все шалуны боялись, когда их стыдила Елена Александровна. Она много не говорила - подойдет и скажет жестом: “Как не стыдно, ай-ай, большой, а не понимаешь”. До слез до­водила эта фраза, а хуже всего было, если Елена Александровна, вся седая, с орденом Ленина на груди, так строго посмотрит - это уже была самая сильная мера наказания. Любили Елену Александ­ровну все! Вот что вспоминает о ней Мария Степановна Кадушина, сурдопедагог с 56-летним стажем, заслуженный учитель УССР (это звание присвоено ей в 1968 году):

“В 1940-41 учебном году началась моя педагогическая работа в спецшколе-интернате для глухонемых детей в г.Одессе. Директором этой школы тогда была Кушнир Нина Абрамовна - добрейшей души человек, любящая свою работу и детей. В сентябре 1941 года во вре­мя бомбежки она погибла.

В 91-й школе мне посчастливилось работать с замечательными сурдопедагогами, мастерами своего дела - учителями учителей. Се­рафима Эдуардовна Утцель - заслуженная учительница, прекрас­ный мастер своего дела Елена Васильевна Соколянская, замечатель­ный сурдопедагог Ольга Николаевна Петрова, кавалер ордена Лени­на Елена Александровна Сафонова. Все они посвятили свою жизнь воспитанию и обучению глухих детей.

В сентябре 1941 года я эвакуировалась со школой в Казахстан, а после освобождения Одессы от немецких оккупантов, по вызову ОблОНО, возвратилась в Одессу на прежнее место работы.

Мне довелось работать в одном коллективе с учителями, знаю­щими и любящими свою профессию. Но неизгладимое впечатление осталось на всю жизнь о Елене Александровне Сафоновой. Ее неза­урядная личность была примером для подражания во всей моей жиз­ни и работе. Весь коллектив школы относился к ней с глубоким уваже­нием и искренней любовью. За гуманизм, педагогическое мастерство, высокую культуру, необыкновенную душевность ее называли в кол­лективе «ангелом во плоти”.

Мне очень приятно писать воспоминания об этом прекрасном че­ловеке. Я знала Е.Л.Сафонову 20 лет. Ее сердечность, доброта, нео­быкновенная душевность была открыта для всех, кто ее знал, кто с ней работал.

Хочу начать с того времени, когда началась ее сознательная жизнь. Она родилась в 1884 году в дворянской семье петербургского худож­ника-баталиста. Ее мама была балериной Петербургского оперного театра. Хорошее, гуманное воспитание, интерес к искусству, литера­туре воспитали родители у своей дочери. Когда она подросла, ее от­дали в одно из лучших женских учебных заведений - Смольный ин­ститут (Институт благородных девиц). В этом институте в свое время работал К.Д.Ушинский. Идеи гуманизма прочно поддерживались и после него. Картины передвижников, поэзия Некрасова, Лермонтова, Пушкина, романы Тургенева, Толстого, страстные произведения Горь­кого - будили ум, звали к подвигу. 19-летняя девушка решила быть там, где труднее всего. В 1903 году она поступила на двухгодичные курсы попечительства глухих (Санкт-Петербург). В годы первой рус­ской революции она учительствует в Петербурге. Ее манит туда, где непочатый край работы. Несколько лет она работает в Петербургском училище глухонемых. Затем она едет в Париж и Дрезден для изуче­ния новых методов обучения глухих. Она владела не только русским языком, но в совершенстве - французским и немецким.

И вот с 1914 года Елена Александровна работает в Одесской спец­школе №91 для глухих детей.

Сорок четыре года жизни она посвятила воспитанию и обучению глухонемых. Все годы работы в Одесской школе она была бессмен­ным завучем, учила и воспитывала учителей и учащихся. Награжде­на орденом Ленина и званием “Заслуженный учитель УССР”.

Сейчас Мария Степановна Кадушина, несмотря на свой преклон­ный возраст, работает в Одесской вечерней школе №19 преподавате­лем русского языка и литературы.

Неизгладимое впечатление на меня произвел директор школы-интерната №91 Федченко Захарий Терентьевич. Он был и директо­ром школы, и преподавателем истории. Именно благодаря ему я выб­рала специальность историка и поступила на исторический факуль­тет Одесского государственного университета им. Мечникова. Это Захарий Терентьевич заворожил меня своим предметом. О, как он читал историю! Перед нами проходили, как в сказке, величайшие страницы истории Отечества. Как он красиво говорил о Петре Пер­вом. До сих пор помню: “Гением Петра Россия возведена из небытия в бытие, его могучая воля стала могучей волей России”. Мы слушали, разинув рты, а когда раздавался звонок, огорчались и с нетер­пением ждали очередного урока истории. Захарий Терентьевич лю­бил рассказывать и о географических открытиях. На одной из самых высоких вершин Памира есть ледник, который носит имя его дяди - А.П.Федченко.

Это о нем, наверное, сказал замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский: “Не методика, не учебники, а лич­ность и только личность учителя воспитывает учеников”.

С директором Кулагиным Василием Трофимовичем меня свя­зывают воспоминания о строительстве нового корпуса школы №91. Именно благодаря ходатайству президиума областной организации УТОГ президиум Центрального правления Общества выделил сред­ства на строительство школы. А потом начались мои совместные с В.Т.Кулагиным хождения в горисполком, в строительные организа­ции, и мне приятно, что есть и наша заслуга в том, что новые здания школы-интерната №91 и Одесской областной организации УТОГ счи­таются одними из самых красивых в Одессе.

В 1944 году в Одессе была одна школа для глухих и слабослыша­щих, и только в 1949 году из “моей” 91-й школы часть учащихся пере­вели в другое здание. Так создали школу-интернат №97 для слабо­слышащих детей с углубленной программой обучения - о чем меч­тал В.И.Флери у истоков сурдопедагогики в начале XIX века.

Я обучалась вместе со слабослышащими с 1946 по 1949 год, сдружилась со многими учащимися, и расставаться с ними было труд­но. Было даже высказано предложение, что, поскольку я по общему и речевому развитию намного опережаю своих глухих сверстников, то должна учиться в 97-й школе, вместе с детьми, имеющими значи­тельные остатки слуха. Но не могла я оставить Елену Александров­ну Сафонову и своих любимых учителей. Немаловажное значение имело и полное отсутствие у меня слуха. Выбор был сделан - я осталась в своей родной 91-й школе, где проучилась до выпускного класса.

Хотелось бы рассказать и о реабилитационном центре, постро­енном в 1995 году на территории школы №91, и о новых достижениях в сурдопедагогике, но это уже отдельная тема.

 

Семенова В.И., почетный член УТОГ, председатель Одесской областной организации УТОГ, учитель истории (Перша Всеукраїнська конференція з питань навчання глухих в Україні, 09-10.VI.2000)

 


 

Погода в Киеве
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Учительские праздники

 

 

my name is autumn 1 pictures, backgrounds and images

Администратор

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Создать бесплатный сайт с uCoz