Вітаємо Вас на офіційному Веб-сайті Громадської організації "Об'єднання нечуючих педагогів" (м.Київ). Цей сайт для всіх, хто цікавиться питаннями спеціальної освіти нечуючих в Україні. 

Новости

00:00

История развития Червонопартизанской спецшколы-интерната для слабослышащих детей

Здесь буквы учат,

Звуки ставят.

Проходит время, и заставят

Свое безмолвье победить,

Читать, писать и говорить.

Именно этому учат детей с нарушениями слуха в Червонопарти­занской спецшколе-интернате.

В 1968 году, после ликвидации общеобразовательной школы-ин­терната для детей Свердловского района, на основании приказа облоно №268 от 31.05.68, была организована Червонопартизанская спец­школа-интернат для тугоухих детей. Первым директором был назначен Баранников Иван Андреевич. Спецшкола-интернат состояла из трех групп тугоухих детей и насчитывала 54 ученика. В ноябре этого же года открылась группа 1-3 классов для слабовидящих детей, состоявшая из 39 человек. Они продолжали свое обучение в нашей школе до 1973 года. В 1973 году в г.Рубежное была открыта спецшкола-интернат для слабовидящих детей, куда и были переведены эти дети.

Вот уже 30 лет существует Червонопартизанская спецшкола-ин­тернат для слабослышащих детей.

30 лет - это совсем не мало. Более 250 ребят, по тем или иным причинам потерявших слух, окончили нашу школу. На протяжении всех этих лет в школе работали люди, преданные своему делу, любящие детей и понимающие всю необходимость своего нелегкого труда.

Много сил отдали делу воспитания детей ветераны нашей шко­лы: О.А.Павлова, М.К.Тихоновская, Л.И.Зенькович, Н.Г.Борисенко, В.Н.Прощунова, З.В.Тищенко, В.В.Бриш, Т.В.Турина, Е.Е.Пересунько. А среди педагогов нового поколения - Л.П.Кайдашенко, Е.В.Талдыкина, С.А.Прилипа, В.И.Клочко, Н.Н.Токаева, Т.В.Шевченко, Т.Н.Старунова, Н.Е.Покатыло, Н.Ф.Баннова, Л.А.Калашникова, Н.П.Дворецкая, Е.В.Мищенко, В.А.Петрова и др.

Работящими и добропорядочными хозяйками были уборщики слу­жебных помещений: А.А.Тамчук, Е.В.Доманская, В.И.Гулан; помощ­ники воспитателей - Т.Я.Сычева, О.Л.Тетюшева; кастелянша Л.Ю.Тащева, машинист по стирке белья В.В.Богачева, медсестра З.Г.Скрыпкина, повара - М.С.Секисова, М.Ф.Лазаревич во главе с шеф-поваром В.В.Матанаха. До сих пор помнят выпускники пахучие бор­щи, каши, картошку по-домашнему, макароны по-флотски. Не было у нас «молочных рек» и “кисельных берегов”, но питание было вкус­ным и сытным.

Особенно тепло хочется сказать о династии Дубинских. Геннадий Иванович Дубинский возглавил школу в 1972 году. Много сил и здоро­вья отдал школе этот замечательный человек, и, хотя вынужден был оставить пост директора по состоянию здоровья, еще несколько лет продолжал работать учителем истории. Более 15 лет проработала в школе учителем русского языка и литературы его жена, Дубинская Лариса Георгиевна. Бывшие ученики с благодарностью вспоминают ее уроки, заложившие основы нравственного воспитания школьников. И, наконец, эстафету приняла дочь Дубинских, Елена Геннадиевна, - учительница начальных классов.

В то время, когда начала работать Червонопартизанская спец­школа-интернат, у нас не было специалистов-сурдопедагогов, отсут­ствовала специальная методическая литература, учебники. На помощь пришли коллеги из Ждановской спецшколы-интерната для слабослы­шащих детей. Они поделились не только литературой и учебниками, но и прислали для оказания методической помощи сурдопедагога Ли­дию Александровну Сугейко.

В 1971 году из Киевского государственного педагогического ин­ститута были присланы молодые специалисты - сурдопедагоги Е.В.Федай, Л.В.Остринская, А.В.Трухан. Путем заочного обучения в Киев­ском, Московском и Ленинградском государственных институтах на дефектологических факультетах повышали свою квалификацию мно­гие учителя и воспитатели нашей школы.

В настоящее время в Червонопартизанской спецшколе-интерна­те работает 18 сурдопедагогов, но армия специалистов продолжает пополняться. Несмотря на тяжелое время, учителя и воспитатели обу­чаются в пединститутах. Так, Н.Н.Измалкова закончила III курс дефектологического факультета Славянского пединститута, обучается в Луганском пединституте О.Н.Талдыкин.

Первый выпуск учащихся 10-класса 1-го отделения состоялся в 1977 году, он насчитывал 10 детей. Всего нашу школу окончило 250 учащихся.

Все это время самое пристальное внимание уделялось повы­шению педагогического мастерства учителей и воспитателей, ста­бильности наших кадров. Ежегодно педагоги школы занимались на курсах повышения квалификации в Киеве и Луганске, заочно обу­чались по специальности в Киевском пединституте Школа успешно решала задачи развития речи и слухового восприятия слабослы­шащих учащихся, вопросы личностно-ориентационного подхода к обучению и воспитанию. Проводилась большая работа по накоп­лению дидактического материала и специальной методической ли­тературы, изучению, обобщению и внедрению в практику передо­вого педагогического опыта учителей и воспитателей других школ слабослышащих.

С октября 1986 года и по сей день директором школы является Пасхалова Екатерина Константиновна, ее заместителем по учебно-воспитательной работе - Кайдашенко Людмила Петровна, замести­телем директора по воспитательной работе - Талдыкина Елена Вик­торовна.

Нельзя не отметить тот огромный труд, который вкладывает ди­ректор школы в то, чтобы она жила полнокровной, насыщенной жиз­нью .

Чем живет школа? Всеми заботами, тревогами, радостями наше­го общества. Сейчас у нас обучаются 86 учащихся, и мы прилагаем все усилия, чтобы в условиях спецшколы-интерната они не чувство­вали себя изолированными от всего мира. Дети, лишенные слуха, по­ступают в дошкольную группу в 3-х летнем возрасте. Чем раньше на­чинается обучение этих детей, тем легче они потом адаптируются в жизни. Если раньше учащиеся нашей школы получали неполное среднее образование, то с этого года будут получать среднее образование в полном объеме. Учащиеся занимаются по учебникам общеобразо­вательной школы и по специальным учебникам. Уроки и воспитатель­ные мероприятия проводятся с учетом специфики школы слабослы­шащих. Классы оборудованы специальной звукоусиливающей аппа­ратурой, у большинства детей имеются индивидуальные аппараты. Кроме изучения предметов общеобразовательного цикла, начиная с дошкольного возраста, с детьми проводятся индивидуальные заня­тия по формированию правильного произношения и развитию слухо­вого восприятия. В дошкольную группу поступают дети, которые со­всем не умеют говорить. Именно здесь начинается кропотливая рабо­та педагогов по постановке звуков, обучению учащихся дактильной речи, умению считывать с губ. И надо видеть глаза матери, которая через некоторое время неожиданно услышит слово «мама» от своего ребенка, до того не произносившего ни звука!

Одновременно ведется непрерывная работа по накоплению сло­варя и формированию связной речи у детей: начатое на уроке учите­лем продолжает воспитатель на специальных внеклассных меропри­ятиях и во время всех режимных моментов. Все педагоги школы ши­роко используют дидактические и наглядные материалы, опираясь на слухо-зрительный фактор в обучении детей.

Благодаря заместителям директора школы Л.П.Кайдашенко и Е.В.Талдыкиной большое внимание уделяется интенсификации учеб­но-воспитательного процесса, повышению его результативности, про­фессионализма педагогов, совершенствованию методики проведения уроков, использованию различных форм работы сучащимися, разви­тию речи и остаточного слуха учащихся, обучению детей способам понимания речи окружающих.

Спецшкола-интернат располагается в благоустроенных зданиях, полностью приспособленных к жизни наших детей. В учебном корпу­се бывшего интерната расположилась собственно школа, а в двух спальных корпусах разместился интернат. Благодаря усилиям директоров школы и всего педагогического коллектива один корпус пере­оборудовали под учебный, другой - под спальный.

Детям были созданы все условия для того, чтобы они чувствовали себя как дома, а не в приюте. Педагоги школы и обслуживаю­щий персонал делают все возможное, чтобы дети, лишенные слу­ха, не чувствовали себя неполноценными, обделенными, унижен­ными.

В школе имеется библиотека, зал для музыкально-ритмических занятий, кабинеты для индивидуальных занятий, 2 спортивных зала, оборудованных тренажерами, работают кружки по интересам, разви­вается детское творчество. По сути, жизнь наших воспитанников мало чем отличается от жизни слышащих детей.

Ребята нашей школы не только постигают «азы» русского язы­ка, основы математики, истории, биологии и других предметов, но и очень любят заниматься творчеством. В школе работают круж­ки: “Лепка из глины”, “Самоделки”, “Работа с соломкой”, “Рису­нок и живопись”, кружок вышивания, танцевальный кружок. В шко­ле несколько раз в год проводятся выставки творческих работ уча­щихся. А танцевальному коллективу школы не раз аплодировали не только на школьных утренниках и вечерах, но и на предприяти­ях города, где они выступали с концертной программой. Ежегодно наша школа принимает активное участие в фестивале детского творчества “Поверь в себя”. Наши дети очень любят спорт и при­нимают активное участие во всех спортивных мероприятиях.

Много сил и времени педагоги и школьники отдают не только учеб­ному процессу, но и культурно-массовой работе. Они ежегодно прини­мают участие в праздновании Дня инвалидов в г. Свердловске. В шко­ле еженедельно проводятся тематические дискотеки, речевые и ли­тературные конференции, осенний, новогодний и весенний балы, раз­влекательные программы: “Опять двадцать пять”, “Воскресные про­граммы передач”, “Поле чудес”, “Зов джунглей”, работает клуб “Что? Где? Когда?”, клуб выходного дня, проводятся предметные и литера­турные недели: биологии и географии, физики и математики, русского языка и литературы, неделя правовых знаний, неделя здоровья, не­деля профориентации. Много развлекательных мероприятий прово­дится и для детей младшего возраста: викторины «В гостях у сказки», “Мульти-пульти - чудесная страна”, выступления кукольного школь­ного театра и т.д.

Большое внимание в школе уделяется профориентации. В осно­ву уроков труда положен учебный и общественно-полезный труд уча­щихся. В настоящее время школа располагает тремя мастерскими - деревообрабатывающей, слесарной и швейной. Много лет прорабо­тал в нашей школе учителем труда Скрыпкин Николай Николаевич, передавший ученикам большую любовь к своему предмету и все тон­кости мастерства. В настоящее время Николай Николаевич работает в школе заместителем директора по хозчасти.

Когда видишь наших выпускников, трудно поверить, что они ли­шены возможности жить в замечательном мире звуков. Они жизнера­достны, общительны, деятельны. И мы, сурдопедагоги, вдвойне рады успехам наших учеников, как достигнутым ими в школе, так и пришед­шим к ним после ее окончания.

Пусть люди, лишенные слуха, не могут быть летчиками. Но, не­смотря на это, и у нас есть ребята, которыми мы гордимся. Это те, кто связал свою жизнь с медициной и стал зубным техником: В.Калиниченко, А.Киценко, Т.Бокало, И.Медведев, Л.Павленко, Е.Алейников. Наши выпускники А.Андронов, А.Дьяченко после окончания Ленинг­радского восстановительного центра работают художниками-оформи­телями; С.Яценко закончил пищевой техникум, В.Исаенкова - Улья­новское медицинское училище, Т.Бережная (Лукаш) заканчивает юри­дический колледж в Чернигове, А.Алимов учится в Московском техно­логическом институте им. Баумана. Кроме того, среди наших бывших учеников много хороших швей, обувщиков, мебельщиков, слесарей, механиков, строителей и др.

И как приятно читать в письмах выпускников школы и их родите­лей слова благодарности: “Это был их второй родной дом. Спасибо вам всем за ту теплую атмосферу, которую вы создали для наших детей, за материнскую заботу...” (из письма матери Д.Тактарова).

Для каждого из нас главным является не только то, какое образо­вание получат после школы наши ученики, но как сложится их судьба, какими они станут людьми, как будут жить дальше. Радуемся их успе­хам, стараемся помочь в трудные минуты.

Однако в настоящее время спецшколы-интернаты, пожалуй, в большей степени, чем общеобразовательные школы, ощутили свою неустроенность и несостоятельность государства. В связи со слож­ным финансовым положением в стране, перед нашей школой вста­ют определенные трудности: вот уже 4 года здание учебного корпу­са не функционирует из-за отсутствия отопления. Дети кое-как ютят­ся в спальном корпусе, а это крайне отрицательно отражается на учебно-воспитательном процессе. Все классы должны быть обору­дованы стационарной звукоусиливающей аппаратурой, а на это не хватает средств. Не все дети имеют слуховые аппараты, так как старые пришли в негодность, а отремонтировать или приобрести новые большинство родителей не в состоянии. Из-за отсутствия даже самого необходимого материальная база не пополняется, и постепенно все приходит в упадок. Детям нечем занять свой досуг: нет в достаточном количестве телевизоров, игр, игрушек, спортив­ного инвентаря, магнитофонов. Не хватает посуды, постельныхпринадлежностей, моющих и чистящих средств, нет стекла, гвоз­дей, медикаментов, материалов для проведения занятий в швей­ной и столярной мастерских.

И выжить нам в это нелегкое время помогают шефы ГОАО ГОФ “Краснопартизанская” (директор 3.X.Кячев). Спасибо им от имени всех наших педагогов и воспитанников.

 

Пасхалова Е.К., директор Червонопартизанской спецшколы-интерната для слабослышащих детей Луганской области (Перша Всеукраїнська конференція з питань навчання глухих в Україні, 09-10.VI.2000)

 


 

Погода в Киеве
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Учительские праздники

 

 

my name is autumn 1 pictures, backgrounds and images

Администратор

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Создать бесплатный сайт с uCoz